Мы прочитали 800 000 новостей 112 и NewsOne и теперь точно знаем, что с ними не так

О чем снимали каналы и писали сайты Козака-Медведчука, кроме Виктора Медведчука, или Как создавался нужный нарратив

Уже неделю Украина живет без телеканалов 112 Украина, NewsOne и ZIK. В полночь 3 февраля их вещание прекратили из-за санкций Совета национальной безопасности и обороны против их официального владельца Тараса Козака. Специализирующиеся на расследованиях СМИ неоднократно писали, что реальным владельцем медиаимперии является партнер Козака пророссийский политик Виктор Медведчук.

Телеканалы отстаивали пророссийскую позицию и часто транслировали месседжи их пропаганды, говорит медиааналитик Отар Довженко. Украинский телевизионный регулятор, Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, вынес минимум семь предупреждений за различные нарушения законодательства. А что о работе «забаненных» каналов говорят большие данные?

LIGA.net исследовала, какую новостную повестку продвигали СМИ Козака-Медведчука, как они писали о важных событиях и ключевых персонах, много ли в их контенте было языка ненависти и пророссийских нарративов.

Как мы считали

К сожалению, не существует стенограмм всех эфиров и выступлений политиков на телеканалах, чтобы детально изучить «язык», темы и главные нарративы. Но у них есть сайты, которые перепаковывали телевизионный контент. Например, треть материалов сайта 112, содержали ссылку на контент канала. Мы смогли «скачать» и проанализировали заголовки новостей, размещенные на порталах 112 Украина и NewsOne (сайт телеканала ZIK нам не удалось обработать). Новости у двух каналов мы взяли с самого начала их работы: для 112 Украина октябрь 2013-февраль 2021, NewsOne — апрель 2016-февраль 2021. Для определения тональности мы использовали алгоритм «Достоевский».

Темы и герои

112 Украина свою первую новость опубликовал в октябре 2013. Радио Свобода сообщала, что в канал инвестировал тогдашний министр внутренних дел Виталий Захарченко. Но собственником называл себя Андрей Подшипков. В апреле 2018 структура собственности изменилась: сначала каналом владел немец Эдуард Катц, а в декабре канал перешел под контроль Тараса Козака. Телеканал NewsOne Козак купил в октябре 2018.

С 2013 журналисты сайта 112 Украина написали свыше 630 000 публикаций, треть из них — ссылки на видео телеканала. За семь лет главными темами портала была деятельность Порошенко, антитеррористическая операция на Донбассе, решения украинских властей, новости России и США. NewsOne работает с апреля 2016 и опубликовал за это время чуть больше 160 000 материалов. Главные темы не отличаются.

Качество новостей оставляло желать лучшего. Мониторинг Института массовой информации невысоко оценивал соблюдение журналистских стандартов сайтом 112 канала: в последнем отчете за четвертый квартал 2020 года у 112 Украина 32% новостей были написаны с нарушением стандартов (данных о NewsOne и ZIK за последний год не было). Основной проблемой исследователи называли отсутствие баланса в публикациях.

Читайте нас в Telegram: проверенные факты, только важное

На 112 самыми популярными политическими деятелями за семь лет стали «бывшие»: пятый президент Петр Порошенко, экс-нардеп Надежда Савченко и экс-премьер Владимир Гройсман. Но есть важное уточнение: со сменой владельца в 2018 году резко возросло упоминание Виктора Медведчука.

То же самое произошло на сайте NewsOne: в 2019 году взлет упоминаний Медведчука, что позволило ему войти в ТОП-3 самых цитируемых спикеров этого канала. Больше – только у президентов Порошенко и Владимира Зеленского.

Контекст

Намного важнее не просто темы и личности, о которых рассказывает канал, а то в каком контексте, какими словами и в какой тональности их упоминают. Почти 60% контента на 112 Украина и NewsOne имеют нейтральную окраску (согласно сентимент-анализу, сделанным LIGA.net). По 40% новостей алгоритм определил как скорее негативные. Это очень много, например, у 50 крупнейших СМИ в 2020-м году более 90% контента имели нейтральную окраску.

Подписывайтесь на рассылки LIGA.net – только главное в вашей почте

Для более детального анализа новостей, LIGA.net провела сентимент-анализ публикаций с упоминанием слов-маркеров, вокруг которых в последние шесть лет ведется информационная война: Украина/украинский, Боевики, «ДНР», «ЛНР», Донбасс, Донецк, Луганск, Крым, «Новороссия», Россия, Киев/киевские, Майдан, Антимайдан, Обстрелы, Война.

Тут все достаточно предсказуемо: война — самая негативная тема. Почти 40% от всех публикаций с «войной» в заголовках. Куда неожиданнее результат у семантического анализа разделов. Самые «негативные» заголовки у ток-шоу Hard Talk с Натальей Влащенко – почти 60%, негатива тут даже больше, чем у рубрики «Аварии»и «Криминал».

Подвох — во мнениях

Общественная организация Детектор Медиа регулярно мониторит контент украинских сайтов и телеканалов. Аналитики организации регулярно фиксировали российские нарративы на каналах 112 Украина, NewsOne и в исполнении самого Медведчука.

Но в вале публикаций не так просто найти антиукраинские месседжи, но они есть. Например, в 2014-2015 годах 112 Украина использовала слово «ополченцы» для описания участников войны на Донбассе со стороны российско-оккупационной армии. Но таких новостей было около 500, «боевиками» их называли чаще — почти 40 000.

Другой отличительный пророссийский нарратив — гражданская война в Украине. На NewsOne и 112 Украина было чуть больше 80 таких заголовков. Редактора сайтов, когда публиковали заголовки с таким посылом, то старались ссылаться на мнения неких экспертов и политиков: «Украина на пороге гражданской войны, мнение Григория Иоффе» или «Когда ссорятся внутри семьи – это первый признак гражданской войны».

Использование мнений и заявлений — ключевой инструмент для создания нужных нарративов на 112 Украина. Наиболее часто повторяемые месседжи — нестабильность Украины, внешнее управление, Украина — недогосударство, угроза государственного переворота, последние месяцы активно качается тема вакцин.

Источник: news.liga.net